+7 (3522) 45-16-11

admin@pedgorizont.ru

Наша лицензия на осуществление образовательной деятельности: № 909 от 13.08.2014 г., 45Л01 № 0000092

Публикации

Применение ИКТ в обучении. Активизация познавательных интересов младших школьников

Автор: Есипенко Ольга Викторовна

Доклад на РМО

учителя начальных классов Есипенко О.В. МАОУ СОШ № 29

им.Н.Г. Гарагана пос. Дружного

28.03.2024г.

 

на  тему:

 

«Применение ИКТ в обучении.

Активизация познавательных интересов

младших школьников».

 

Доска и мел – наши главные инструменты, но темп современной жизни выдвигает новые требования к процессу обучения, а значит и новые инструменты. Этим инструментом стал компьютер, считающийся совсем недавно роскошью, а сейчас так тесно вошёл в нашу жизнь, что стал необходимостью.

Важная проблема школы - активизация познавательных интересов школьников.

Поиски путей развития активизации познавательной деятельности у младших школьников, развитие их познавательных способностей и самостоятельности – задача, которую призваны решать многие педагоги, психологи, методисты и учителя.

 

(Слайд 1)

Как найти нужную информацию во всем многообразии источников и удовлетворить свой интерес к разным областям знаний. Вот чему мы должны учить современного школьника.

 

(Слайд 2)

Компьютер занял значительное место в круге детских интересов. ИКТ (информационно-коммуникационные технологии) обеспечивают школьника важными знаниями о мире, облегчают понимание сложных вещей и явлений, развивают у ребёнка интеллектуальные умения и тем самым, решая, прежде всего, образовательную задачу.

 

(Слайд3)

Познавательный интерес, который формирует правильное использование ИКТ в образовательном пространстве, является важным фактором успешного учения и дальнейшего становления личности в целом.

 

(Слайд 4)

Анализ литературы по проблемам развития познавательной активности свидетельствует, что этот термин учёные понимают по–разному. Одни отождествляют активность с деятельностью, другие считают, что это результат деятельности, третьи, что активность – более широкое понятие, чем деятельность.

 

(Слайд 5)

Познавательная активность носит поисковый характер. Под его влиянием возникают вопросы, ответы на которые ученик постоянно и активно ищет, испытывая при этом эмоциональный подъём, радость от удачи! В свою очередь это влияет  и на протекание таких психических процессов, как мышление, воображение, память и внимание.

 

(Слайд 6)

ИНФОРМАТИЗАЦИЯ   НАЧАЛЬНОЙ  ШКОЛЫ  ИГРАЕТ ВАЖНУЮ  РОЛЬ ДЛЯ  ДОСТИЖЕНИЯ  СОВРЕМЕННОГО  КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ  И ФОРМИРОВАНИЯ  ИНФОРМАЦИОННОЙ  КУЛЬТУРЫ  РЕБЕНКА  ХХI  ВЕКА.

 

Отсюда следуют цели использования ИКТ:

 

Повысить мотивацию обучения;

• Повысить эффективность процесса обучения;

• Способствовать активизации познавательной сферы обучающихся;

Совершенствовать методики проведения уроков;

• Своевременно отслеживать результаты обучения и воспитания;

• Планировать и систематизировать свою работу;

• Использовать как средство самообразования;

• Качественно и быстро подготовить урок (мероприятие).

 

(Слайд 7).

Использование ИКТ в начальной школе позволяет:

 

- активизировать познавательную деятельность,

- проводить уроки на высоком эстетическом уровне,

- организовывать одновременно детей, обладающих разными возможностями и способностями,

- повысить качество усвоения материала,

- применять разноуровневые задания.

 

(Слайд 8).

Использование ИТ на уроке позволяет в полной мере реализовать основные принципы активизации познавательной деятельности:

 

- принцип равенства позиций

- принцип доверительности

- принцип обратной связи

- принцип занятия исследовательской позиции

 

(Слайд 9)

Спектр применения учителем ИТ широк и разнообразен:

1. Подбор иллюстративного материала к уроку и для оформления стендов, класса (сканирование, Интернет; принтер, создание презентаций учителя и учащихся, использование готовых презентаций для повышения эффективности урока.)

2. Подбор дополнительного познавательного материала к уроку окружающего мира, литературного чтения (с использованием Интернет), знакомство со сценариями праздников и внеклассных мероприятий.

3. Обмен опытом, создание своего персонального сайта, наработками других педагогов России и зарубежья.

4. Оформление классной документации, отчетов. (Компьютер позволяет не писать отчеты и анализы каждый раз, а достаточно набрать один раз схему и в дальнейшем только вносить необходимые изменения).

6. Создание и подготовка дидактических материалов (варианты заданий, таблицы, памятки, схемы, чертежи, демонстрационные таблицы и т.д.)

Вывод: ИТ помогают учителю систематизировать и сохранить личные методические наработки, подготовить отчётную документацию, оформить учебный стенд и при более низких  временных затратах получить более высокий результат в обучении детей.

 

(Слайд10)

Факторы, побуждающие к активности:

- интерес (если учебный материал содержит актуальные вопросы, которые приходиться решать в повседневной жизни, то интерес резко возрастает).

- исследование (побуждает к самостоятельному или коллективному поиску новых знаний)

- состязательность (любое игровое занятие  содержит «пружину» для саморазвития)

- похвала и одобрение (каждый ребёнок нуждается по мнению психологов в признании, добром взгляде и ласковом слове)

Но  нельзя забывать о том факторе насколько  наглядным и удобным для восприятия будет учебный материал.

 

(Слайд11)

Презентация –мощное средство наглядности, развития познавательного интереса. Применение мультимедийных презентаций позволяет сделать уроки более интересными, включает в процесс восприятия не только зрение, но и слух, эмоции, воображение, помогает детям глубже погрузиться в изучаемый материал, сделать процесс обучения менее утомительным.

При разработке презентации учитываю, что она:

  • быстро и доходчиво изображает вещи, которые невозможно передать словами;
  • вызывает интерес и делает разнообразным процесс передачи информации;
  • усиливает воздействие выступления.

 

 

 (Слайд12)

    Благодаря компьютеру дети получают наглядную информацию в виде видеофрагментов, фильмов о природе и окружающей жизни. Учитель или ученик могут на большом экране или мониторе наглядно продемонстрировать дополнительные материалы к своему сообщению: видеозапись, снимки, чертежи. Заранее созданная презентация заменяет классную доску при объяснении нового материала для фиксации внимания учащихся на каких-либо иллюстрациях, содержат  изображения, видеоматериалы, тестовые задания.

       Создание слайдов, подборка и прослушивание музыки, красочное оформление, интересное задание, ребус, подобранные с использованием Интернет- ресурсов мобилизуют умственные возможности детей, развивают их организаторские способности, прививают навыки самодисциплины, доставляют радость от совместных действий.    Ребенок становится идущим, жаждущим знаний, неутомимым, творческим, настойчивым и трудолюбивым. 

      Все эти мероприятия с помощью ИТ позволяют отправиться хоть на край света, хотя требуют много времени и усилий. Но работая в парах, группах, выполняя роль ведущего, участника инсценировки, руководителя игры, исполнителя песни дети активны, успешны, реализованы, они раскрываются, так как именно здесь оказываются востребованными те положительные качества и знания, которые на уроках  и в обыденной жизни не проявляются или не находят применения.

       Выполняя карточки -  задания на «Учи.ру», принимая участие в онлайн – олимпиадах, дети, которые не отличаются высокой активностью на уроках, начинают высказывать своё мнение, делятся впечатлениями от предложенных заданий, радуются грамотам. Мотивы обучения становятся более устойчивыми, появляется интерес к предмету, меняется самооценка, охотнее ученик идёт на контакт с учителем, становится более дисциплинированным, появляется вера в свои силы.

         Самостоятельная работа и организация эффективного контроля деятельности в системе учебных занятий обрела статус объективно необходимой формы обучения и служит в настоящее время ведущими средствами активизации познавательной деятельности, если школьник пытается использовать свои знания в необычной ситуации и выполняет разнообразные задания, сложность которых соответствует различным видам психической деятельности. К приёмам, которые способствуют развитию активных самостоятельных действий учащихся в учебном процессе, можно отнести ситуации, в которых ученик:

- защищает своё мнение, используя приобретённые знания;

- задаёт вопросы, углубляясь с их помощью в процесс познания;

- выполняет задания, рассчитанные на изучение дополнительной литературы;

- ищет несколько решений, а не ограничивается одним;

- осуществляет самопроверку, анализ собственных познавательных и практических действий.

        Эффективности обучения и активизации познавательных способностей способствует не просто введение самостоятельных работ и  увеличение их количества, а организации именно системы самостоятельных заданий, связанных со всем преподаванием в целом. (на помощь опять придут электронные пособия и тетради).

 

(Слайд 13)

        Чтобы применение компьютера на предметных уроках давало положительные результаты, необходима правильная организация работы учебного процесса:
- компьютерные задания должны быть составлены в соответствии с содержанием учебного предмета и методикой его преподавания, развивающие, активизирующие мыслительную деятельность и формирующие учебную деятельность учащихся;
- использование ИКТ должно способствовать лучшему усвоению учебного материала, не уводя и не отвлекая учеников от учебной цели.
- использование компьютера допустимо в течение урока не более 10-15 минут.       
    (Санитарные правила и нормы)

 

(Слайд 14)

Образовательные  ресурсы можно классифицировать:

- методические  разработки и дидактические материалы

- учебные программы

- статьи из опыта работы

- конспекты уроков

- видеоматериалы

- презентации

- электронные тетради и учебники

 

 

(Слайд 15)

Труд, затраченный на управление познавательной деятельностью с помощью средств ИКТ оправдывает себя во всех отношениях – он повышает качество знаний, продвигает ребенка в общем развитии.

 

(Слайд16)

В Ы В О Д:

     Современные педагогические технологии в сочетании с современными информационными технологиями могут существенно повысить эффективность образовательного процесса,  активизировать познавательные интересы младших школьников, решить стоящие перед образовательным учреждением задачи воспитания всесторонне развитой, творчески свободной личности.

 

(Слайд17)

«Сущность педагогического опыта в том  и заключается, что перед учителем каждый год открывается что-то новое, и в стремлении постигнуть новое раскрываются его творческие силы»

                                    В.А . Сухомлинский

 

(Слайд18)