+7 (3522) 45-16-11

admin@pedgorizont.ru

Наша лицензия на осуществление образовательной деятельности: № 909 от 13.08.2014 г., 45Л01 № 0000092

Публикации

Формирование ключевых компетенций обучащихся посредством оптимизации образовательного процесса в условиях перехода на ФГОС нового поколения

Автор: Цуканова Елена Михайловна

Сегодня в школьном образовании одним из приоритетов становится получение социальной информации, а также умение её обрабатывать и применять на практике. Из этого следует, что основным результатом деятельности образовательного учреждения должен стать набор ключевых компетенций в коммуникативной, интеллектуальной, общественной и других сферах, а не система знаний, умений и навыков (ЗУН) как таковая. Учитель должен использовать формы работы, которые будут содействовать успешной социализации обучающихся. Исходя из передового педагогического опыта можно сделать вывод, что к таким формам относятся активные формы обучения, применение которых помогает формировать необходимые компетенции.

Понятия «компетенция» и «ключевые компетенции» стали применять в США в деловой сфере в конце XX века в связи с тем, что существовали проблемы с определением качеств, которыми должны обладать специалисты. Понятие «компетенция» можно охарактеризовать как способность использовать умения и возможности, позволяющие человеку адекватно анализировать и понимать ситуации и достигать результатов в личной и профессиональной жизни на фоне динамично развивающегося современного мира.

Ключевые компетенции являют собой различные универсальные средства и способы достижения человеком целей, значимых для него. Определение и подбор ключевых компетенций происходит на базе социологических исследований и общественных дискуссий, а также зависит от того, какие способности и качества человека являются ценными на данный момент в обществе. Именно ключевые компетенции позволяют человеку добиваться результатов в проблемных и неоднозначных ситуациях.

В современном мире всё чаще становится понятно, что уровень интеллекта не имеет первостепенного значения ни для личного, ни для профессионального успеха. Многочисленные опросы и эксперименты в Америке и Европе отметили, что за последние годы в профессиональном мире изменились критерии и требования к общественной интерпретации успеха. На первый план выходит эмоциональный интеллект, который влияет на успешность человека примерно на 80%, в то время как уровень интеллекта – только на 20 %.  Во многих объявлениях с вакансиями это формулируют термином «социальная компетенция», имея в виду такие качества как способность к партнёрским отношениям, умение работать в команде, коммуникабельность, гибкость, способность адекватно воспринимать критику и т.д.

Со временем проблематикой компетенций стали интересоваться в образовании, которая заняла одно из ведущих мест в нём. Причина этого связана с системными изменениями, произошедшими в трудовой и управленческой области. Развитие информационных технологий повлекло за собой не только увеличение объёма получаемой информации, но и её быстрое устаревание, постоянное преобразование и пополнение. Список профессий обновляют каждые семь лет более чем на 50%, поэтому человеку, чтобы быть состоявшимся, нужно не только менять место работы, но и переучиваться несколько раз в жизни.

В таких обстоятельствах иначе определяются цели образования: школа должна не только поднимать интеллектуальный уровень населения страны, но и создавать условия для формирования из каждого творческой, свободной, критически мыслящей личности, которая способна понимать и совершенствовать свои таланты, находить своё призвание. Поэтому педагоги начинают активно включать в свою деятельность инновационные образовательные технологии. Например, технологии критического мышления или проектный метод. Самое простое – предложить учащимся высказать свое мнение по конкретному социальному вопросу. Получается интересно и эффективно, так как ребёнок получает эмоции от перового публичного выступления, а взрослый ‒ возможность определить общий эмоциональный настрой каждого ученика. Для этого можно пользоваться творческими методами, активными индивидуальными или групповыми формами обучения. Данные формы работы наиболее эффективны в комфортном психологическом климате, дающем возможность ученикам оценивать самих себя, а учителю учеников.  А это значит, что для учащихся становится возможным выработка определенных компетенций на уровне их развития и способностей:

1) самостоятельность и инициатива в выборе темы проектов, способов и форм работы;

2) умение разрабатывать проекты, подготавливать выступления и т.д.;

3) умение решать проблемы в рамках поставленных задач;

4) умение взаимодействовать в группах, самостоятельно распределяя обязанности;

5) умение планировать свою учебную деятельность.

Приходя в школу, ребёнок желает добиваться успеха в том, что его ждёт. Ситуация успеха – необходимое условие для перехода положительного отношения к обучению в активное, творческое. Успех связан с чувством эмоционального возбуждения. Получив успешный опыт, учащийся будет снова и снова стремиться к нему. Для того чтобы обучение стало успешным, необходимо совершенствовать ключевые компетенции у всех сторон этого процесса, т.е. у учащихся и обучающих. 

Теперь перейдём к компетенциям педагогов. Компетенция учителя по Хуторскому А.В. – единство связанных между собой качеств личности (ЗУН, методы работы), устанавливаемых по отношению к конкретному кругу предметов и вместе с тем необходимых для продуктивной деятельности по отношению к ним (предварительно заданное требование к уровню образовательной подготовки ученика). Ключевые компетенции учителя включают в себя способность выполнять целостное, понятное, квалифицированное действие, решать реальную ситуацию или поставленную цель.

Формирование ключевых компетенций учителя и учащихся – база успешного обучения. Российская система образования на современном этапе развития общества подвергается важным и ощутимым изменениям, связанным с трансформациями модели культурно-исторического развития. Но все реформы почти всегда касаются конкретного исполнителя – школьного учителя. Именно педагог является основной фигурой при введении в учебную практику различных инноваций.  Для благополучной реализации поставленных перед ним задач, педагог должен обладать необходимым уровнем профессиональной компетенции.

Рассмотрим основные компетенции современного учителя:

1) учиться и совершенствовать ЗУН вместе с учениками;

2) организовывать и координировать самостоятельную деятельность учащихся; 

3) мотивировать и поощрять учащихся;

4) планировать учебный процесс, используя разнообразные формы организации деятельности;

5) определять способности учащегося и в соответствии с ними использовать наиболее подходящий для него учебный материал или вид деятельности;

6) выступать в роли эксперта в отношении компетенций, которые демонстрирует учащийся в разных видах деятельности, и оценивать их, учитывая соответствующие критерии;

7) учить адекватно оценивать свои достижения;

8) уметь организовать групповую проектную / исследовательскую деятельность учащихся, руководить ею, помогая развивать проектное или исследовательское мышление;

9) рефлексировать над своей деятельностью и своим поведением и помогать детям учиться этому во время учебных занятий;

10) формировать понятийное мышление у учащихся;

11) проводить занятия в формате диалога или дискуссии, создавая комфортный микроклимат для высказывания своего мнения, дискутируя не только между собой, но и с учителем, понимая и принимая то, что собственная точка зрения может быть подвергнута сомнению, критике;

12) внедрять современные компьютерные технологии в процесс обучения.

 Учитель, обладая профессионализмом, должен организовать нужные условия для овладения комплексом компетенций учащихся, направленных на формирование личности, способной адаптироваться в различных ситуациях. Проще говоря, школа не должна научить на всю жизнь ‒ она должна научить учиться всю жизнь и эффективно пользоваться полученными знаниями на практике, т.е.  развивать необходимые в будущем ключевые компетенции ‒ умения и навыки в любой области деятельности, уровень которых, конечно же, зависит от компетентности учителя.

Обратимся к Федеральному государственному образовательному

 стандарту среднего общего образования, который основывается на становлении личностных характеристик учащегося, чтобы определить желаемый портрет выпускника:

1) любящий и уважающий свою Родину, свой народ, его культурные и духовные традиции;

2) осознающий и принимающий ценности семьи, российского общества и т.д.;

3) мыслящий креативно и критически, мотивированный на образование и самообразование в течение всей жизни;

4) знающий основы научных методов познания окружающего мира, мотивированный на творчество и современную инновационную деятельность и осознающий их значимость;

5) готовый к участию в учебном процессе, способный осуществлять учебно-исследовательскую, проектную и информационную деятельности;

6) признающий себя личностью, социально активный, уважающий закон и правопорядок, выполняющий свои обязанности перед семьёй, государством и т.д.;

7) уважающий и принимающий мнение других людей, знающий, как вести конструктивный диалог, как достигать взаимопонимания и успешного взаимодействия;

8) осознанно соблюдающий правила здорового и экологичного образа жизни, благоприятного для самого человека и других людей;

9) подготовленный к выбору профессии, понимающий влияние профессиональной деятельности на человека и общество.

Сегодня для формирования ключевых компетенций у обучающихся педагогу необходимо знакомиться с новыми способами передачи информации и в нужной степени овладевать ими. Из этого следует, что появилась необходимость применять мультимедийные технологии с возможностью моделирования ситуаций.  Также в это время особую актуальность и ценность приобретают: 1) проектная деятельность; 2) технология развивающего обучения; 3) технология формирования критического мышления; 4) ролевые игры и т.д.

Изменение технологии преподавания влечёт за собой и переход роли учителя из информатора и руководителя в роль помощника и собеседника, поскольку самый продуктивный результат обучения даёт создание ситуаций, в который учащиеся самостоятельно находят решение.

  На первый план в обучении выходит компетентностный подход, который позволяет учителю согласовать поставленные им цели обучения и собственные цели ученика; упростить работу за счёт постепенного повышения уровня самостоятельности и ответственности учащихся. А у ученика в свою очередь повышается мотивация в обучении.  

 На уроках у учащихся формируются следующие компетенции:

1) ценностно-смысловые, которые формируются у ребёнка в процессе творческой деятельности или слушания музыки;

2) общекультурные компетенции, которые развиваются посредством знакомства с произведениями искусства;

3) учебно-познавательные компетенции, создаются во время самостоятельной познавательной деятельности;

4) информационные компетенции, которые помогают учащимся в поиске, анализировании и отборе информации;  

5) коммуникативные компетенции, которые формируются в речевой деятельности, когда необходимо использовать средства языка в соответствии с требуемыми целями и задачами;

6) социально-трудовые компетенции, которые начинают формироваться во время моделирования различных ситуаций, связанных, например, с будущей трудовой деятельностью;

7) компетенции личностного самосовершенствования, которые направлены на изучение и освоение способов саморазвития в различных сферах.

Для того чтобы формировать ключевые компетенции у учащихся, педагогу рекомендуется:

1) содействовать формированию самостоятельности и поощрять инициативу, создавая и внедряя разные формы мотивации и поощрения;

2) показывать свою заинтересованность в успехе учащихся;

3) стимулировать к постановке трудных, но главное ‒ реалистичных целей;

4) побуждать к высказыванию своей точки зрения и учить задавать вопросы;

5) мотивировать к использованию различных способов мышления и поведения;

6) задействовать учащихся в различных видах деятельности;

7) помогать формировать картину мира на основе собственного понимания окружающей действительности и культурных примеров;

8) учить умению высказывать своё видение проблемы и не бояться это делать, даже если оно расходится с мнение большинства;

9) учить выслушивать и стараться понимать мнение других, которые могут иметь другие ценности, интересы, способности и т.д.;

10) обучать тому, как определять свою позицию по обсуждаемой проблеме и свою роль в групповой работе;

11) помочь понять учащимся критерии оценки результатов их деятельности;

12) помочь усвоить, как осуществлять рефлексию своей деятельности и её результатов по конкретным критериям;

13) учить работать в группе с пониманием, в чём заключается конечная цель при выполнении своей части работы;

14) объяснять основы эффективной работы группы;

15) давать возможность учащимся находить место в групповой деятельности;

16) делиться с учениками своими мыслями, чувствами, ожиданиями по отношению к обсуждаемой проблеме, теме или их работе;

17) содействовать самостоятельному обучению и придумыванию чего-то нового;

18) поддерживать учащихся, когда они делают ошибки, и помогать исправлять их;

19) помочь понять, что любого знание относительно и связано с ценностями, целями и способами мышления их создателей;

20) дать понять учащимся, что чего-то не знать, не уметь или не понимать ‒ нормально и это является первым шагом на пути к этому.

В заключении можно отметить, что успешным может стать то обучение, в котором будет чётко прослеживаться цепочка от компетентного учителя к компетентному ученику. Если учитель будет обладать необходимыми знаниями, будет инициативной и творческой личностью, стремящейся приобретать новый жизненный опыт, то он выработает в себе доcтаточно высокую компетентность и сможет передавать эти знания учащимся, чтобы те в свою очередь научились применять их в жизни.

 

Используемая литература:

1. Леонтьев А.А. Педагогика здравого смысла // «Школа 2000…», ‒ М., 1997, ‒ C. 2-3.

2. Байденко В.И. Компетенции: к освоению компетентностного подхода // Россия в Болонском процессе: проблемы, задачи, перспективы. ‒ М., 2004

3. Ирхина И. В. Современные ориентиры развития школьного образования в России // Гуманитарные и социально-экономические науки. – Ростов-на-Дону. – 2005. ‒ № 2. – С. 152-154

4. Хуторской А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты // Интернет-журнал «Эйдос». – 2002. http:// eidos.ru /journal/ 2002/ 0423.