Использование тестовых заданий на уроках химии в вечерней школе
Автор: Коваленко Людмила Борисовна
Использование тестовых заданий на уроках химии в вечерней школе
Проблема обучения в вечерней школе
1. Плохая база знаний
2. Нет времени на обучение
3. Часто пропускают занятия
4. Не заинтересованы в предмете
5. Мало времени на подготовку
6. Учащиеся не планируют сдавать ЕГЭ
Нужна специальная система подготовки
Поурочная работа с тестами
-
Тест входного контроля
-
Обучающий тест при изучении нового материала — тестовый само и взаимоконтроль (рабочий листок)
-
Тесты — тренажёры при закреплении материала
-
Тесты достижений — этап актуализации знаний учащихся
-
Модульный тест для итогового контроля
-
Варианты тестов по типу ЕГЭ
Типы тестовых заданий
-
Конструктивные, с выбором ответа
-
Подстановочные, с кратким ответом
-
Задание, требующее развёрнутого ответа
Примеры тестовых заданий
1. Задания первого уровня (опознавание, узнавание, различение понятий): например гомологический ряд — это ряд веществ…
2. Задания второго уровня (воспроизведение информации): например алкены не вступают в реакции…
3. Задания третьего уровня (умение решать типовые задачи): например объёмы кислорода и воздуха, необходимых для полного сжигания 11,2 л пентена, равны соответственно…
4. Задания четвёртого уровня (творческое применение полученных знаний): например предложите разные способы получения бензола…
Технология выполнения тестового задания
-
Соредоточиться
-
Начинать с самого начала
Читать задание до конца
-
Думать только о текущем задании
-
Проверять
-
Угадывать
-
Не огорчаться
Тесты тренажёры
1. Рабочие тесты включаются в любой этап урока
2. Комплекс тестов по одной обобщающей теме
3. Поурочно тематические тестовые вопросы, задания и задачи различных типов
4. Охватывают весь курс и позволяют подготовить к экзаменам ЕГЭ
5. Адресованы каждому ученику
6. Систематически от урока к уроку заниматься предметом
7. Получать информацию и упражняться в её применении
8. В тренажёрах нет посторонней информации
9. По результатам работы с тренажёром учащийся оценивает себя сам
Пример химического тренажёра по теме
«Углеводороды»
Основные классы углеводородов
Задание: найдите особенности, характерные для каждого из названных классов органических соединений:
алканы(А), алкены(Б), алкадиены(В), алкины(Г), арены(Д).
Состав основных классов органических соединений
1. Выберите информацию о составе заданного класса углеводородов:
а) углеводороды, содержащие тройную связь между атомами углерода.
б)углеводороды, содержащие в молекуле две двойные связи
в)углеводороды, содержащие только простые связи
г) углеводороды, содержащие одну двойную связь
д) углеводороды, содержащие бензольное кольцо.
Классификация углеводородов
2. Выберите названия классов углеводородов и соответствующие им примеры:
Классы углеводородов Примеры
1) предельные а) С5 Н8
2) циклические б) СпН2п+2
3) непредельные в) С5Н12
4) алканы г) СпН2п
5) арены д) С7Н14
6) алкины е) СпН2п-6
7) алкены ж) С3Н4
8) диеновые з) СпН2п-2
Химические свойства
3. Выберите возможные для веществ заданного класса реакции и соответствующие им примеры
Реакции Примеры
1) с кислородом а) СН=С - СН3 + Вг2 ----СНВг = Свг ---СН2
2) с водородом
3) с бромоводородом
4) с бромом
5) с хлороводородом
6) разложение при нагревании
7) с хлором
8) с азотной кислотой
Обучающие тесты
-
При изучении нового материала
-
Применение рабочего листка
-
Рабочий листок содержит два варианта тестовых заданий
-
Работа идёт по этапам
-
Сочетание навыков самоконтроля с взаимоконтролем
-
Такая работа активирует познавательную деятельность учащихся
-
Развивает умения анализировать, сравнивать, делать выводы
Рабочий листок по теме: «Предельные углеводороды»
Цель: изучить состав, строение, изомерию, номенклатуоу, свойства, получение, применение алканов.
Вариант 1 |
Вариант 2 |
1. Закончите фразу |
|
Основным компонентом природного газа является... |
В состав природного газа входят... |
2. Выберите молекулярную формулу алкана, если известно, что массовая доля водорода равна |
|
15,79% |
15,63% |
Массовая доля углерода равна |
|
84,21% |
84,37% |
а) С7Н16 б) С8Н18 в) С9Н20 |
а) С7Н16 б) С8Н18 в) С9Н20 |
3. Укажите вещество, являющееся гомологом: |
|
Этана: а) пропанол б) бутен в) пентан |
Пропана: а) сахароза б) гексан в) бутанол |
4. Массовая доля в предельном углеводороде составляет: |
|
Углерода в этане а) 49% б) 60% в)80% |
Водорода в метане: а) 6,25% б) 7,69% в) 25,9% |
5. При получении предельного углеводорода по реакции...длина углеродного скелета увеличивается: а) гидрирования б) крекинга в) Вюрца |
5. Минимальное число стадий для получения ближайшего гомолога метана: а) одна б) две в) три |
6. Какие из бытовых веществсодержат предельные углеводороды: а) бензин б) мыло в) маргарин |
6. Самый распрастранённый в природе предельный углеводород: а) бутан б) метан в) мазут |
Тест достижений
-
Воспроизведение основных понятий, правил написания уравнений реакций.
-
Для учащихся, пропустивших занятия.
-
Проверка прочности знаний.
-
Представляет собой совокупность знаний, умений и навыков в объёме государственного образовательного стандарта.
-
Готовность к контролю знаний.
-
Формирование мыслительных операций в зоне их ближайшего развития.
-
Самостоятельное выполнение заданий разного уровня.
Тест достижений по теме «Углеводороды»
Цель: определить уровень сформированности понятия гомологии.
Часть А Выберите правильный ответ
1. Общая формула аренов:
а) СпН2п-6 б) СпН2п+2 в) СпН2п г) СпН2п-2
2. Формула ацетиленового углеводорода:
а) С2Н6 б) С3Н4 в) С4Н8 г) С6Н6
3. Формула гомолога бутана:
а) СН3 — СН (СН3) — СН3 б) СН3 — СН2 - СН3
в) СН3 - СН2 - СН3 г) СН3 - СН2 - СН2 - СН3
4. Гомологами являются вещества:
а) С2Н6 и С2Н2 б) С4Н10 и С3Н6 в) С5Н10 и С4Н8 г) СН4 и С2Н4
5. Лишнее вещество: а) С3Н6 б) С4Н10 в) С5Н10 г) С6Н12
Часть В
Установите соответствие между классом и формулой вещества
Соотнесите:
Тип углеводорода: 1) алканы 2) арены 3) алкины
Формулы: а) С8Н10 б) СН4 в) С3Н6 г) С6Н6 д) С10Н22
Часть С
Составьте формулу 2 — хлорбутадиена — 1,3 и его последующего гомолога.
Итоговый контроль
Для итогового контроля и диагностики результатов учебной деятельности я разработала комплекс тестовых заданий. Он состоит из 4-х последовательно взаимосвязанных модулей, имеющих свою цель. Модуль состоит из 10 кратких однозначных тестовых заданий. Каждый последующий модуль предполагает входящую информацию из других модулей. Варианты ответов прилагаются ко всему модулю и сведены в массив данных. Пример по теме «Углеводороды»
Модуль А проверяет знание понятий и умение их использовать.
Выбрать из массива данных букву,соответствующую правильному ответу.
1. Общее количество элементов в молекуле этилена.
2. Относительная молекулярная масса молекулы метана.
3. Число энергетических уровней в электронной оболочке атома углерода.
4. Число атомов водорода в молекуле гексина.
5. Число атомов углерода,образующееся при полном гидрировании бутадиена.
6. Число атомов углерода в главной цепочке вещества 4 — метилпентин — 2.
7. Коэффициент перед кислородом в уравнении горения бензола.
8. В образовании сигма связей в молекуле пропена образуются гибридные облака количеством.
9. Метилбензол отличается от этилбензола на гомологическую разность в количестве.
10. Алкен, содержащий 12 атомов водорода в молекуле, имеющий 2 метильных радикала в боковых цепях, имеет общее количество атомов углерода.
Массив данных
А - 1 Б - 2 В - 3 Г — 4 Д - 5 Е - 6
Ж — 7 З — 8 И — 9 К -10 Л — 11
М — 12 Н — 13 С — 14 П — 15 Р - 16
Модуль В выберите из массива данных термины, или понятие к которому подходит утверждение.
1. Предельные углеводороды с открытой цепью атомов углерода.
2. Углеводороды, содержащие тройную связь между атомами углерода.
3. Ряд веществ, сходных по строению и свойствам.
4. Исходное низкомолекулярное соединение, содержащее кратную связь.
5. Вещества, имеющие один и тот же состав, но различающиеся строением молекул.
6. Частицы, имеющие неспаренные электроны и обладающие в связи с этим неиспользованными валентностями.
7. Названия этих углеводородов образуются путём изменения суффикса -ан соответствующего предельного углеводорода на -ен.
8. Процесс соединения многих одинаковых молекул в более крупные.
9. Соединения, содержащие две двойные связи, применяющиеся для синтеза каучуков.
10. Соединения углерода с водородом в молекулах которых имеется бензольное кольцо или ядро.
Массив данных
А — диеновые Б — изомеры В — ароматические Г — алканы Д — мономер
Е — гидрирование Ж — полимеризация З — алкины И — радикалы
К — гомологический Л -алкены М — гидратация
Модуль С показать умение быстро и чётко составлять формулы веществ по названиям и наоборот, ориентироваться в классах веществ, выбрать букву, соответствующую правильному ответу.
1. Бесцветная, нерастворимая в водежидкость со своеобразным запахом относится к ароматическим углеводородам.
2. Формула предельного углеводорода, сумма индексов в которой равна 32.
3. Исходное непредельное соединение с двумя двойными связями, имеющее большое значение в производстве хлоропренового каучука.
4. Химическое соединение, полученное по реакции Кучерова.
5. Гексахлорбензолом протравливают семена зерновых против твёрдой головни.
6. Это вещество используется при сварке и резке металлов, так как при его сжигании в кислороде температура пламени достигант 31500С.
7. Непредельное соединение с одной двойной связью, которое при взаимодействии с водой образует этиловый спирт.
8. Вещество трихлорметан долгое время, применяемое в медицине для наркоза.
9. Это вещество, в смеси с кислородом 1:2 или воздухом 1:10 при поджигании сгорает со взрывом.
10. Вещество, массовая доля углерода в котором составляет 87,5 %.
Массив данных
А — СН4 Б — С2Н4О В — С6Сl6 Г — С10Н22 Д — С2Н4 Е — С2Н2 Ж — СНСl
З — С6Н6 И — С4Н5Сl К — С5Н10
Модуль Д логически завершает комплекс тестовых заданий, ориентирован на творческое применение знаний, контроль их осознанности и прочности.
1. Число атомов водорода в молекуле алкана, содержащего 5 атомов углерода.
2. Число атомов углерода в молекуле алкена, содержащего 10 атомов водорода.
3. Количество вещества пентина объёмом 3,36 л при н.у.
4. Массовая доля водорода в пропадиене.
5. Относитедьная плотность бутена по водороду.
6. Количество вещества атомов углерода, содержащееся в 91 г бензола.
7. Сумма коэффициентов перед формулами в уравнении реакции сгорания толуола с кислородом.
8. Относительная молекулярная масса вещества Х в схеме превращений
СаС2 -----Х -----СН2= СНСl
9. Масса углерода в 28 г бутадиена — 1,3 (ответ округлите до целого числа).
10. Объём углекислого газа, полученный при полном сгорании 10 л этилена
С2Н4 + 3О2 -----2СО2 + 2Н2О
Массив данных
А — 3 Б — 5 В — 7 Г — 9 Д — 10 Е — 11 Ж — 12 З — 15 И — 18
К — 20 Л — 21 М — 23 Н — 25 С — 28 П — 28 Р - 30
Тестовая зачётная работа
Работа состоит из трёх частей, различающихся по своему назначению, по содержанию и уровню сложности, включает 22 задания.
Часть А состоит из 15 заданий с выбором ответа. К каждому заданию даётся 4 варианта ответа, из которых только один правильный.
Часть В состоит из 5 заданий с вербальным ответом в одно слово. К каждому заданию надо дать краткий ответ в виде числа или последовательности букв.
Часть С состоит из 2 заданий со свободно конструируемым ответом. Это самые сложные задания, они требуют полного развёрнутого ответа.