+7 (3522) 45-16-11

admin@pedgorizont.ru

Наша лицензия на осуществление образовательной деятельности: № 909 от 13.08.2014 г., 45Л01 № 0000092

Публикации

Проектные задачи и методы проектов в начальной школе.

Автор: Симонова Юлия Андреевна

Проектная деятельность и проектные задачи в начальной школе.

                При разработке федеральных государственных стандартов второго поколения приоритетом начального общего образования становится формирование общеучебных умений и навыков, а также способов деятельности, уровень освоения которых в значительной мере предопределяет успешность всего последующего обучения.

               В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. А это предполагает поиск новых форм и методов обучения.

               В последние годы эту проблему в начальной школе пытаются решить через организацию проектной деятельности. Метод проектов составляет основу проектного обучения, смысл которого заключается в создании условий для самостоятельного усвоения школьниками учебного материала в процессе выполнения проектов.

               Однако более тщательный анализ того, что обычно называют проектной деятельностью в начальной школе, выявил две крайности. Либо это механический перенос метода проектов в начальную школу из основной, либо простое присваивание название «проект» всему, что только не делается: самостоятельно решили несколько задач из учебника-проект…

               С нашей точки зрения, полноценная проектная деятельность не соответствует возрастным возможностям младших школьников. Прообразом проекта в начальной школе являются проектные задачи, вокруг которых и может развернуться вся работа, связанная  с новым подходом к обучению. Термин «задача» имеет несколько значений, одно из них - сложный вопрос, проблема, требующая исследования и разрешения. (Толковый словарь С.И. Ожегова). Проектные задачи имеют творческую составляющую. Решая их, дети не ограничиваются рамками обычного учебного задания, они вольны придумывать, фантазировать. Основная цель проектных задач – вовлечение детей в размышление о том, что неизвестно, формирование у них разных способов сотрудничества. Главное условие – возможность переноса известных детям способов действий (знаний, умений) в новую для них практическую ситуацию, где итогом будет реальный детский продукт (текст, схема таблица и др.).

В течение недели  мы изготавливали краткий  справочник «Золотые страницы». Перед собственно постановкой задачи  была описана конкретно-практическая, проблемная ситуация, которая фиксировалась в формулировке задачи и реализовалась через систему заданий. Проектная задача принципиально носила групповой характер.

               Итак, урок с применением проектных задач:

-задаёт реальную возможность организации взаимодействия (сотрудничества) детей между собой при решении задачи.

-учит способу проектирования через специально разработанные задания

-даёт возможность посмотреть, как осуществляет группа детей «перенос» известных им предметных способов действий в модельную ситуацию.

 

В ходе решения проектных задач у младших формируются универсальные учебные действия :

- рефлексировать (видеть проблему, анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);

-целеполагать (ставить и удерживать цели);

-планировать (составлять план своей деятельности);

-моделировать (представлять способ действия в виде схемы-модели, выделяя всё существенное и главное);

-проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;

-вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).

Основная идея системы проектных задач (речь идет не об отдельных задачах, а именно об их системе, задающей узловые точки этого процесса) заключается в том, что, решая их, младший школьник фактически осваивает основы способа проектирования. Овладение основами этого способа в начальной школе поможет учащимся в дальнейшем содержательно и грамотно осваивать проектную деятельность как ведущую в основной и средней школе.

               Именно поэтому организация учебной деятельности выбрана мной как наиболее соответствующая учебной теме, конкретному классу и имеющейся в школе материальной базе. Творческий потенциал учащихся, уровень их знаний, умений и навыков позволили сформировать учебные пособия нового поколения в подтверждение педагогической значимости метода проектов. В учебниках  Нечаевой «Русский язык» , Дмитриевой «Окружающий мир» , Свиридовой «Литературное чтение» много заданий , носящих проектный характер.(Примеры из учебников)

   Выполненная проектная задача помогает  актуализировать знания, умения и навыки учащихся не только по окружающему миру, но и по литературе и искусству.

     Анализируя проведённые уроки, хочу отметить, что решение проектных задач позволяет мне на таких уроках как данный, вывести учеников на новый уровень общения как друг с другом, так и с учителем - уровень совместного действия, уровень партнёрства, уровень сотрудничества.

Основные этапы проектной деятельности:

             Определение тематического поля и темы проекта, поиск и анализ проблемы, постановка цели проекта, выбор названия проекта;

             Выполнение запланированных технологических операций, внесение необходимых измерений;

             Подготовка и защита проекта;

             Анализ результатов выполнения проекта, оценка качества выполнения проекта.

 

     Использование этой педагогической технологии  позволило активно и плодотворно изучить сложный учебный материал, выйти за рамки школьной программы, подготовить учеников к восприятию следующей темы.

 

Принципиальное отличие исследования от проектирования состоит в том, что исследование не предполагает создания какого-либо заранее планируемого объекта, его модели или прототипа. По своей сути исследование есть процесс поиска неизвестного , новых знаний, один из видов познавательной деятельности человека.

Таким образом, проектирование и исследование – изначально разные по направленности, смыслу и содержанию виды деятельности.

Исследование – поиск истины, а проектирование – решение определённой, ясно осознаваемой задачи.

 

     На основании вышеизложенного я считаю задачи проекта вполне реализованными, а решение проектных задач не только работает на перспективу, но и способствует более высокому уровню усвоения программного материала.