+7 (3522) 45-16-11

admin@pedgorizont.ru

Наша лицензия на осуществление образовательной деятельности: № 909 от 13.08.2014 г., 45Л01 № 0000092

Публикации

Методика оценки активности обучающегося в процессе дистанционного обучения.

Автор: Шабалин Юрий Васильевич

Методика оценки активности обучающегося в процессе дистанционного обучения.

 

         Современный мир столкнулся с угрозой распространения нового коронавируса. Это сказывается на всех отраслях экономики и социальной жизни населения планеты. Отразилось это и на образовательном процессе. Обучение проходит в дистанционном формате. Педагоги и ученики взаимодействуют в сети интернет. Учителя выкладывают задания, общаются интерактивно со своими подопечными. Учащиеся выполняют задания под контролем педагогов, родителей. Какие достоинства и недостатки имеет дистанционное обучение?

         Сначала о проблемах. Во-первых, участники образовательного процесса оказались не в полной мере готовы к такому переходу. Не было времени на качественную подготовительную работу. Большой объем времени занимает у педагогов процесс перевода содержание очного обучения в дистанционный формат.

Во-вторых, сложность представляла техническая неготовность интернет-ресурсов, к дистанционному формату работы с большой нагрузкой. Общие сбои фиксировались даже на агрегаторах типа "Электронной школы" или на важнейших площадках уровня "Электронного дневника". В-третьих, перевод на дистанционное обучение стал сложностью и для учащихся и для их родителей.  Не все дети готовы к той степени самостоятельной работы, которую предполагает дистанционное обучение. Не каждый родитель способен выдержать объем контроля за детьми, необходимый для качественного виртуального обучения. В-четвертых,  не у каждого в доме есть стабильный высокоскоростной интернет, необходимый для виртуальных уроков. А в условиях, когда и родители вынуждены работать удаленно, детям порой просто не хватает компьютеров. В особой зоне риска здесь находятся многодетные и малоимущие семьи.

        

          Однако, дистанционное обучение имеет и некоторые достоинства.

Во-первых, оно современно и выводит педагога и обучающихся на новый уровень взаимодействия. Современным обществом востребована активная личность, способная ориентироваться в бесконечном информационном потоке,  готовая к непрерывному саморазвитию и самообразованию. В такой ситуации педагог получает новую роль –  проводника знаний, помощника и консультанта. Во-вторых, использование дистанционных технологий стимулирует педагога к постоянному самообразованию и саморазвитию, ведь оно предполагает умения: 1) вести поиск в различных электронных справочниках, базах данных, информационно-поисковых системах; 2) организовывать хранение информации, проводить ее анализ и выбирать адекватные формы ее представления с помощью современных мультимедийных технологий; 3) использовать полученные данные при решении конкретных творческих и проблемных задач.

В-третьих, дистанционное обучение позволяет предлагать задания вариативной сложности, с учетом способностей конкретных учеников и их склонностей.

 

           В данной неоднозначной ситуации методологической проблемой является оценка активности ученика, как участника образовательного процесса, в возникшей необходимости дистанционного обучения. Насколько конкретный учащийся успешно овладевает навыками работы в современных реалиях, позволяет узнать оригинальная методика наблюдения. Оценкой может заняться как педагог, так и родитель обучающегося, находясь с ним в визуальном контакте.

 

           Педагогический смысл изучения активности заключается в необходимости оптимизировать возможности обучающегося в процессе дистанционного обучения. Активность обучающегося состоит из двух компонентов: восприятие информации и практическая деятельность. Каждый из данных компонентов в предложенной методике имеет свой набор параметров оценки. Исследователь может считать средний балл, как по всей методике, так и по компонентам отдельно. Вполне можно сравнить средние значения по восприятию информации и по практической деятельности между собой. Для большей корректности сравнения количество параметров по обоим компонентам одинаково (по 9 параметров). Также следует обратить внимание на параметры, имеющие максимальные и минимальные баллы. Это полезно для последующей корректировки взаимодействия с обучающимся.

 

Название: «Методика наблюдения за проявлением активности обучающегося в процессе дистанционного обучения».

 

Цель: Определение качества работы обучающегося в процессе дистанционного обучения методом наблюдения по параметрам.

                        

                   

                        Инструкция взрослому: «Для оценки активности обучающегося необходимо заполнить

                        бланк с параметрами. В случае, если наблюдаемый один, то необходимо поставить любой

                        знак на пересечении конкретного параметра и его оценкой в баллах. Если наблюдаемых более      

                        одного, то столбец с цифрой принадлежит одному обучающемуся, в него вносится собственно   

                        его оценки по параметрам ».

Бланк

для заполнения индивидуально на одного обучающегося или на группу обучающихся

 

Параметры проявления активности

Оценка проявления активности в баллах

(от 1 до 5)

Средний балл

(при групповой оценке)

Оценка в баллах/код обучающегося

1

2

3

4

5

I. Параметры оценки при восприятии информации обучающимся.

 

 

1. Принимает дистанционный формат обучения, понимает его необходимость.

 

 

 

 

 

 

2.Сосредоточен на восприятие информации.

 

 

 

 

 

 

 

3.Внимательно слушает объяснение.

 

 

 

 

 

 

 

4.Низкая отвлекаемость в процессе восприятия информации.

 

 

 

 

 

 

5.Сохранение внимания при смене формата подачи материала (устное объяснение,

демонстрация видео, таблиц, диаграмм, наглядности и т.п.)

 

 

 

 

 

 

6. Готовность обучающегося на переход в диалоговый режим с педагогом.

 

 

 

 

 

 

7. Наличие визуальных признаков понимания обучающимся поступающей информации.

 

 

 

 

 

 

8. Сохранение внимания при завершении восприятия информации.

 

 

 

 

 

 

9. Формулирование обучающимся вопросов, личного мнения в конце процесса восприятия информации.

 

 

 

 

 

 

Средний балл по восприятию информации:

 

 

 

 

 

 

 

 

I I. Параметры оценки самостоятельной практической деятельности обучающегося.

 

 

 

 

 

 

 

1. Мотивирован на выполнение практической работы.

 

 

 

 

 

 

2. Знает, с чего начать.

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Может составить план действий.