+7 (3522) 45-16-11

admin@pedgorizont.ru

Наша лицензия на осуществление образовательной деятельности: № 909 от 13.08.2014 г., 45Л01 № 0000092

Публикации

Развитие саморегуляции в процессе подготовки вокалиста-исполнителя

Автор: Лысакова Марина Егоровна

 

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

детская школа искусств №12

городского округа город Воронеж

 

 

 

Номинация конкурса: дополнительное образование детей и школьников

 

Развитие саморегуляции в процессе подготовки

вокалиста-исполнителя

(методические рекомендации)

 

 

Автор: Лысакова Марина Егоровна

            преподаватель вокально-хоровых дисциплин

 

 

 

Место выполнения работы: МБОУ ДОД ДШИ №12,

394075,г. Воронеж, ул.Дмитрия Горина, 2 «д»

         

      

 Актуальность данной проблемы состоит в том, что многие талантливые люди, в нашем случае, певцы, не всегда могут проявить себя в полном объеме. Причиной всему является: во-первых, неосознавание своей деятельности, во-вторых – психологические  аспекты (неумение сконцентрироваться на исполнении,  страх, волнение, неуверенность в себе, в своих силах).

        Успешное выступление на сцене артиста является результатом сочетания многих факторов, среди которых необходимо отметить сценическое волнение. Этот аспект зависит от уровня предконцертной психологической подготовки и умения контролировать свое состояние во время выступления. Эмоции певца должны повиноваться его воле, он никогда не должен терять контроль над собой, над своим голосом, действиями.

       Деятельность по укреплению и тренировке психического состояния, выработке умений и навыков преодоления нервного перенапряжения перед ответственным выступлением имеет для будущих эстрадных певцов первоочередное значение.

        Хорошая физическая подготовка, дающая ощущения здоровья, силы, выносливости и хорошее настроение, прокладывает путь к хорошему эмоциональному состоянию во время публичного выступления, положительно сказывается на протекании умственных процессов, связанных с концентрацией внимания, мышления и памяти, столь необходимых при выступлениях.  Очень часто психическое состояние певца оказывает решающее влияние на его пение. Поэтому певец должен иметь устойчивую психику, или владеть приемами психологической регуляции своего состояния. Определение самоконтроля – обязательная часть процесса пения и художественного творчества. Певец должен уметь самостоятельно оценить воспроизводимое собственное звучание. Эта оценка возможна только при наличии у певца ясного представления (знания) о том, что надо воспроизвести и как это сделать.

      Понятие «саморегуляция» носит междисциплинарный характер. Это понятие широко применяется в различных областях науки для описания живых и неживых систем, основанных на принципе обратной связи. Понятия саморегуляции (от лат. regulare – приводить в порядок, налаживать), которое в энциклопедическом варианте определяется как – целесообразное функционирование живых систем разных уровней организации и сложности, получило развитие, как в зарубежной, так и в отечественной психологии.   

        Саморегуляция психическая – один из уровней регуляции активности этих систем, которые способствуют реализации психических средств в отражении и моделировании действительности, в том числе и рефлексии.

        Мы знаем, что приёмы саморегуляции сценического состояния является важным  компонентом психологической подготовки вокалиста-исполнителя к концертному выступлению.  Методика такой саморегуляции  актуальна в наше время.            

       Общие закономерности саморегуляции реализуются в индивидуальной форме. Они зависят от конкретных условий и характеристик нервной деятельности, от личностных качеств вокалиста и его привычек в организации своих действий.

       При всём разнообразии проявлений саморегуляция имеет следующую

структуру:

1) принятая вокалистом-исполнителем цель его произвольной активности;     2) модель значимых условий деятельности вокалиста;

3) программа собственно исполнительских действий;

4) система критериев успешности деятельности вокалиста;

5) информация о реально достигнутых результатах вокалиста-исполнителя;

6) оценка соответствия реальных результатов вокалиста, критериям успеха;

7) решения о необходимости и характере коррекций вокальной деятельности[6, 709].

       Способность к регуляции психических процессов и состояний отличалась еще в работах у Аристотеля.

        К научному исследованию саморегуляции как специфического процесса в живых системах приступили в начале ХХ века. Идея регуляции поведения как особого самостоятельного процесса была ясно сформулирована в работах Ч. Шеррингтона и И.М. Сеченова.         

     Уже в 20-х годах в школе Л.С. Выготского начались исследования произвольной регуляции действий человека и различных психических процессов. Первичной проблемой здесь становится не порождение действия, а «овладение собой». Первые формы овладения собственными процессами видятся Л.С. Выготским в использовании внешних стимулов, в намеренной организации среды, вызывающей определенное поведение[2.24].

       Музыка по своей сути это – зеркало души и ума человеческой жизни, благодаря чему она способна оказать воздействие на другое сердце и другой интеллект. Одной из основных задач в воспитании музыканта-исполнителя является подготовка «душевного аппарата» к исполнительскому творчеству.

      Процесс фонации – психологический процесс, т.е. особый вид настроя нашей психики, всего организма, подчиненный  творческим задачам.                    С первых шагов, работая над техникой певческого звукообразования, педагог должен следить, чтобы ученики пели с определённой эмоцией. Каждый звук, который  извлекается, должен нести какой то музыкальный смысл. Стоит согласиться с тем, что «если педагогика – искусство воспитания детей, а терапия – уход, забота о них, то правомерно рассматривать педагогическую деятельность учителя музыки, специально организованную в этом направлении, как искусствотерапевтическую»[5,42], способную развивать саморегуляцию средствами искусства.

      Чтобы воспитать вокалиста-исполнителя, с самых ранних этапов нужно стараться соединять технику с исполнительской деятельностью, начиная с простейших попевок. Нужно подвести поющего к осознанию певческого процесса. Голос – это инструмент и надо не только овладеть им, но и расширять познания о нём. Чтобы будущий вокалист-исполнитель овладел своим инструментом, он должен нарабатывать свой опыт, присущий только ему самому.

      Чтобы стать хорошим певцом, важно обладать такими свойствами, помимо прочих, как самоконтроль и саморегуляция. Возможность распределять своё внимание не является природным свойством, поэтому на начальном этапе надо сосредоточить внимание на технике пения, оставляя творческой задаче лишь небольшую часть занятия. Необходимо полностью переключиться на неё тогда, когда техника пения будет освоена. Поэтому самоконтроль и саморегуляция певца – это всё-таки подчинённые факторы, но для начинающего певца они представляют очень важную задачу. А вот педагог или опытный исполнитель уже должен пользоваться ими автоматически, стремясь к наилучшему воплощению художественного образа на сцене.

         Для того чтобы удачно выступить в концерте или вокальном конкурсе, певцу необходимо находиться в состоянии оптимальной готовности. Это примерно то же самое, что у спортсменов. Оптимальное боевое состояние нужно рассматривать, как и в спорте, по трём важнейшим параметрам: физическому, умственному и эмоциональному. Воспитывая вокалиста-солиста, педагог должен видеть в каждом ученике индивидуальность – его задача контролировать ситуацию и воспитывать так голос, чтобы звук был приятен для восприятия. Найти необходимые методы, которые бы позволили воспитать «творческую искренность», разбудить его творческие способности и вооружить техникой. «Творчеству научить нельзя, но можно научить творчески работать».

                 Важная задача самоконтроля – не допустить чего-либо выходящего за пределы индивидуальных возможностей певца, будь-то сила звука, чрезмерная подача дыхания, искажение тембра, ухудшение артикуляции и, конечно, вершиной самоконтроля является умение следить за собой как бы со стороны, так как во время исполнения певец-человек наблюдает певца-актёра.

«Существует какая-то грань, за которую певец не может переступать, как бы ни увлекла его партия, так как вышедшие из-под контроля чувства сбивают ритм дыхания; певец не может петь, когда его душат рыдания».

 [4, 342-343]. Ф. Шаляпин говорил своей ученице: «Что ты ревёшь, дура? Пусть они ревут!», – указывая на воображаемый зрительный зал.

          Вокальный слуховой самоконтроль целиком основывается на вокальном слухе самого певца, который позволяет оценивать качество пения, правильность формирования звука, качество звучания, музыкальность и художественность исполнения, работу отдельных частей голосового аппарата, степень их участия в звукообразовании.

     Более того, в творческом процессе мы раскрываем музыкальный образ, рождённый мыслями и чувствами, как композитора, так и исполнителя. Через голос мы выражаем себя, поэтому сначала внутренним самоконтролем «входим в себя», а потом отдаём свой голос как подарок. Эмоционально разделяем себя с красотой своего голоса, своей души. «Наполнись звуком, как сосуд водой, и выливай звук, как воду из сосуда» [3, 28].

    Слуховой   самоконтроль   соединяется   с   эмоциональным    началом

 в обретении      внутренней      свободы,    а   умение   слышать    и     слушать

себя    должно     войти в    профессиональную     привычку     [3, 27]. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература:

1.  Бочкарёв Л.Л. Психология музыкальной деятельности. – М.: Издательский дом «Классика-XXI», 2008. – 352 с.

2. Выготский Л.С. Психология развития человека / Л.С. Выготский. – М.: Смысл, 2003. – 136 с.

3.  Гонтаренко Н.Б. Сольное пение: секреты вокального мастерства / Н.Б. Гонтаренко. – Изд. 2-е. – Ростов н / Д: Феникс 2007.- 155, [1] с.

4. Джильи Б.   Воспоминания. – М. – Л., 1967. – 438  с.

5. Лихолёт Н.Н. Подготовка студентов в педагогическом вузе к искусствотерапевтической деятельности на уроках музыки: монография             / Н.Н. Лихолёт. – Воронеж: ВГПУ, 2006. – 178 с.

6. Словарь психолога практика  / Сост. С.Ю. Головин. 2-е изд., перераб. и доп. – Мн.: Харвест, 2001. – 976 с. – (Библиотека практическо