Конспект НОД по развитию речи в старшей группе "Мир эмоций
Автор: Абильфаизова Татьяна Алексеевна
Конспект НОД ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ в старшей группе
МАДОУ269 г.Ижевск
Подготовила и провела воспитатель:Абильфаизова Т.А.
Дата :16 .05. 2019
Тема: «Мир эмоций».
Возрастная группа: 5-6 лет
Форма совместной деятельности: непосредственно образовательная деятельность по развитию речи.
Форма организации: групповая.
Средства: наглядные – мнемотаблица на эмоцию «радость»; пиктограммы «эмоции» (6 штук); иллюстрации к сказкам; связки цветных карточек в виде лепестков по колличеству детей (желтая, красная, черная, синяя, фиолетовая); Кукла Незнайка
мультимедийные – нет;
литературные – нет;
музыкальные – нет;
материалы – пустые раздаточные таблицы из 6 клеток по количеству детей; цветные карандаши.
Цели:
· совершенствование связной речи детей с помощью мнемотехники;
· знакомство с основными человеческими эмоциями, их отличительными особенностями.
Обучающие : знакомить детей с основными человеческими эмоциями и экспрессивными средствами их выражения (мимика,жесты).
Развивающие :
· развивать связную речь детей и обогащать их словарь словами, обозначающими эмоции и чувства;
· совершенствовать основные психические процессы – память, внимание, наглядно-образное и словесно-логическое мышление, мелкую моторику руки.
Воспитательные:
· обогащать представления детей о разнообразии эмоций и чувств человека в процессе анализа ситуаций, связанных с эмоциональным состоянием сказочных героев, а также в процессе обращения к своему личному опыту;
· побуждать детей к выражению своего эмоционального состояния с помощью мимики, слов, жестов (формирование «экспрессивной грамотности»).
Планируемые результаты
· Дети знают об основных человеческих эмоциях, умеют их различать.
· Дети умеют использовать различные экспрессивные средства (мимику, жесты) для выражения своих эмоций.
· Дети умеют составлять связный рассказ об эмоции «радость» с опорой на мнемотаблицу.
Содержание деятельности
Деятельность
Педагога
Деятельность детей
Организационно –целевой этап
Знакомство с эмоциями с помощью пиктограмм.
Задает вопросы, стимулирующие процесс мышления.
Поощряет детей к высказыванию.
Использует наглядные средства.
Выражают собственные мысли.
Рассказывают о своих чувствах и чувствах других людей.
Выражают различные эмоции посредством действий и мимики.
Содержательный
этап
Знакомство с передачей настроения через цвет.
Составление рассказа об эмоции «радость» с опорой на знаки.
Запоминание последователь-
ности знаков в таблице.
Задает вопросы, стимулирующие мышление.
Использует наглядные средства.
Инициирует общее обсуждение.
Способствует тому, чтобы дети самостоятельно находили ответы на проблемные вопросы.
Делают выбор.
Самостоятельно решают проблему.
Рассказывают с опорой на знаки.
Выстраивают порядок и последовательность знаков по памяти.
Итоговый этап (рефлексия)
Обмен детей и педагога эмоциями в диалоговой форме.
Выражает искренее восхищение.
Эмоционально вовлекает детей в диалог.
Выражают свои чувства.
Поддерживают диалог.
Ход НОД :
1. Организационно - целевой этап.
- Ребята, давайте поздороваемся с гостями и дружно произнесем наш настрой на занятие :
Запоминает наша голова
Важные поступки и умные слова,
Слушаем внимательно,
Смотрим Обязательно,
Друг друга не пребиваем,
Для ответа руку поднимаем,
Новые знания получаем!
- Напомните мне пожалуйста, что мы хотели поведать Незнайке? ( Мы решили поднять ему настроение и рассказать, что поводов для радости в жизни много!)
Незнайка: - Да, хотелось бы мне знать эти ваши поводы для радости.
- Присоединяйся к нам Незнайка и слушай внимательно.
- Сегодня к нам в гости пришли эмоциональные человечки. У этих человечков разное настроение. Давайте попробуем отгадать, что они чувствуют. (Воспитатель выставляет 6 пиктограмм «эмоциЙ» на магнитную доску: Радость, Злость, Грусть, Удивление, Страх, Безразличие; пиктограммы прономерованы)
- Под каким номером человечек испытывает радость?
- Ребята, приведите примеры, когда вы испытываете радость.( Предлагаю начать как я:
Мы испытываем радость, когда…
· получаем подарки;
· играем в интересные игры;
· слушаем, читаем или смотрим что-то веселое;
· кушаем сладости;
· теплая и солнечная погода;
· ходим в театр, цирк, парк отдыха;
· вся семья вместе.
- Какой человечек грустит? Как вы думаете, почему он грустит? (ответы детей: когда болеет, когда пасмурная погода ,когда один, когда скучает по маме и папе или друге))
- А какой из них злится? А когда злитесь вы?
Мы злимся, когда…
· нас бьют, что-то отбирают;
· ничего не покупают;
· не играют с нами;
· обзываются и говорят неприятные слова;
· что-то не получается;
· что-то не разрешают.
- Кто из человечков напуган? Подумайте, что может испугать? (ответы детей: громкий крик, громкий шум, темнота ,высота, если в лесу заблудился или потерялся, неприятные люди… )
- Кто из них удивлен? Что может удивить? (ответы детей: сюрприз, подарки,красота, природа, птицы, животные…)
- А какой человечек безразличен? Как вы думаете, что такое безразличие?
(ответы детей: ленивый, его ничего не интересует, ему все равно, что происходит вокруг, ему никто не нужен..)
- А давайте теперь попробуем изобразить эти эмоции!
Игра «Изобрази эмоцию».
· Нахмурьтесь как осенняя туча.
· Улыбнитесь так, будто вас поздравили с днем рождения и подарили подарок.
· Позлитесь, как будто у вас отняли мороженое; а теперь как будто вас ударили.
· Испугайтесь, как будто вы потерялись в лесу; а теперь как котенок, на которого лает собака.
· Покажите, что вы так устали, будто долго несли огромный тяжелый камень.
· Покажите, что вам все безразлично.
· Удивитесь, как будто вы увидели невиданное чудо.
2. Содержательный этап.
- Молодцы, ребята! А вы знаете, что цвета могут передавать настроение. Например:
Желтый – радость, благополучие.
Красный – злость, опасность, тревога.
Черный – случилось что-то плохое, страшное.