+7 (3522) 45-16-11

admin@pedgorizont.ru

Наша лицензия на осуществление образовательной деятельности: № 909 от 13.08.2014 г., 45Л01 № 0000092

Публикации

Русский язык. ЕГЭ 2019

Автор: Иванова Светлана Александровна

 

                                Русский язык.  ЕГЭ 2019     Вариант 1 

 

1)Не­ма­ло было на Руси ис­кус­ных ре­мес­лен­ни­ков и ма­сте­ров, пре­вос­ход­ных охот­ни­ков и ры­ба­ков, ге­ни­аль­ных зод­чих, ико­но­пис­цев, му­зы­кан­тов; сла­ви­лась наша земля во­и­на­ми, муд­ры­ми го­су­дар­ствен­ны­ми де­я­те­ля­ми. (2)И всё-таки ос­нов­ным за­ня­ти­ем во­сточ­ных сла­вян на про­тя­же­нии мно­гих веков было зем­ле­де­лие. (3)<...> и древ­няя рус­ская куль­ту­ра в целом от­ра­жа­ла ми­ро­воз­зре­ние зем­ле­дель­ца.

1. Ука­жи­те два пред­ло­же­ния, в ко­то­рых верно пе­ре­да­на ГЛАВ­НАЯ ин­фор­ма­ция, со­дер­жа­ща­я­ся в тек­сте. За­пи­ши­те но­ме­ра этих пред­ло­же­ний.

1) Среди сла­вян было много ис­кус­ных ре­мес­лен­ни­ков и ма­сте­ров, но ос­нов­ным за­ня­ти­ем этого на­ро­да на про­тя­же­нии веков оста­ва­лось зем­ле­де­лие.

2) В те­че­ние мно­гих веков ос­нов­ным за­ня­ти­ем во­сточ­ных сла­вян было зем­ле­де­лие, по­это­му и древ­не­рус­ская куль­ту­ра в целом от­ра­жа­ла ми­ро­воз­зре­ние зем­ле­дель­ца.

3) Древ­няя рус­ская куль­ту­ра в целом от­ра­жа­ла ми­ро­воз­зре­ние про­стых людей — зем­ле­дель­цев и ре­мес­лен­ни­ков.

4) Древ­няя рус­ская куль­ту­ра в целом от­ра­жа­ла ми­ро­воз­зре­ние зем­ле­дель­ца, так как ос­нов­ным за­ня­ти­ем во­сточ­ных сла­вян на про­тя­же­нии мно­гих веков было зем­ле­де­лие.

5) На Руси все­гда было много ис­кус­ных ре­мес­лен­ни­ков и ма­сте­ров, пре­вос­ход­ных охот­ни­ков и от­важ­ных ры­ба­ков, ге­ни­аль­ных зод­чих, ико­но­пис­цев, му­зы­кан­тов.

2. Самостоятельно подберите подчинительный союз, который должен стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста. За­пи­ши­те этот союз.

       3. Про­чи­тай­те фраг­мент сло­вар­ной ста­тьи, в ко­то­рой при­во­дят­ся зна­че­ния слова ОТ­РА­ЖАТЬ. Опре­де­ли­те зна­че­ние, в ко­то­ром это слово упо­треб­ле­но в тре­тьем (3) пред­ло­же­нии тек­ста. Вы­пи­ши­те цифру, со­от­вет­ству­ю­щую этому зна­че­нию в при­ведённом фраг­мен­те сло­вар­ной ста­тьи.

ОТ­РА­ЖАТЬ, -аю, -аешь; несов.

1. что. О какой-н. фи­зи­че­ской среде: от­бро­сить от себя. О. свет, звук, элек­тро­маг­нит­ные волны.

2. кого-что. От­бить, за­щи­тить­ся от кого-чего-н. О. атаку. О. чьи-н. на­пад­ки.

3. что. О глад­кой и при­ни­ма­ю­щей свет по­верх­но­сти: вос­про­из­ве­сти изоб­ра­же­ние. Озеро от­ра­зи­ло лун­ный свет.

4. кого-что. Вос­про­из­ве­сти, пред­ста­вить в об­ра­зах, вы­ра­зить. О. жизнь в ис­кус­стве. О.об­ще­ствен­ное на­стро­е­ние.

4. В одном из при­ведённых ниже слов до­пу­ще­на ошиб­ка в по­ста­нов­ке уда­ре­ния: НЕ­ВЕР­НО вы­де­ле­на буква, обо­зна­ча­ю­щая удар­ный глас­ный звук. Вы­пи­ши­те это слово

озлО­бить

ото­зва­лАсь

углУбленное

до­нЕль­зя

исчЕрпать

5. В одном из при­ведённых ниже пред­ло­же­ний НЕ­ВЕР­НО упо­треб­ле­но вы­де­лен­ное слово. Ис­правь­те лек­си­че­скую ошиб­ку, по­до­брав к вы­де­лен­но­му слову па­ро­ним. За­пи­ши­те по­до­бран­ное слово.

  Целый раз­дел до­кла­да «Живая пла­не­та», ко­то­рый яв­ля­ет­ся одним из самых ци­ти­ру­е­мых в мире ИС­ТО­ЧНИКОВ

 о со­сто­я­нии нашей пла­не­ты, по­свя­щен ис­поль­зо­ва­нию при­род­ных ре­сур­сов.

   В БОЛОТИСТОЙ местности, как в любой другой, своеобразны фауна и флора.

  В новом парке пред­став­ле­на мо­за­и­ка из ЛУ­КО­ВИЧ­НЫХ цве­тов, изоб­ра­жа­ю­щая зна­ме­ни­тый па­мят­ник ис­то­рии.

  Фрагменты ГЛИНЯНОЙ посуды часто находят при раскопках древних поселений.

  В июле сто­я­ла жара, и, когда по зелёной лист­ве сна­ча­ла мед­лен­но и не­уве­рен­но, а затем всё на­стой­чи­вей за­сту­ча­ли капли ЖИ­ВУ­ЧЕЙ влаги, вся при­ро­да встре­пе­ну­лась и по­тя­ну­лась нав­стре­чу дождю.

6.  Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив  лишнее слово. Выпишите это слово.

В нашем городе в торжественной обстановке был открыт мемориальный памятник, посвященный воинам-интернационалистам.

7.   В одном из вы­де­лен­ных ниже слов до­пу­ще­на ошиб­ка в об­ра­зо­ва­нии формы слова. Ис­правь­те ошиб­ку и за­пи­ши­те слово пра­виль­но.

ЛЯГТЕ на ковёр                               

традиции ГРУЗИН

военные ОРДЕНА

ярких КОЛИБРИ

ду­ши­стой ШАМ­ПУ­НИ

 

8. Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между грам­ма­ти­че­ски­ми ошиб­ка­ми и пред­ло­же­ни­я­ми, в ко­то­рых они до­пу­ще­ны:

 к каж­дой по­зи­ции пер­во­го столб­ца под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию из вто­ро­го столб­ца.

A

Б

В

Г

Д

 

 

 

 

 

За­пи­ши­те в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в по­ряд­ке, со­от­вет­ству­ю­щем бук­вам: 

 

ГРАМ­МА­ТИ­ЧЕ­СКИЕ ОШИБКИ

 

                                                            ПРЕД­ЛО­ЖЕ­НИЯ

А) ошиб­ка в по­стро­е­нии пред­ло­же­ния с де­е­при­част­ным обо­ро­том

Б) ошиб­ка в по­стро­е­нии пред­ло­же­ния с од­но­род­ны­ми чле­на­ми

В) на­ру­ше­ние в по­стро­е­нии пред­ло­же­ния с при­част­ным обо­ро­том

Г) на­ру­ше­ние в по­стро­е­нии пред­ло­же­ния с не­со­гла­со­ван­ным при­ло­же­ни­ем

Д) не­пра­виль­ное упо­треб­ле­ние па­деж­ной формы су­ще­стви­тель­но­го с пред­ло­гом.

 

1) Не при­зна­вая на­ше­го права на этот пруд, лишь маль­чиш­кам с буль­ва­ра было дано ло­вить в нём рыбу, ла­зать зимой по ле­дя­ным ва­лу­нам и стро­ить снеж­ные кре­по­сти.

2) Ин­те­рес­ным яв­ля­ет­ся и факт, ко­то­рый вошел во все мифы и ле­ген­ды мира, что ос­но­ва­те­ли всех воз­ник­ших после по­то­па ци­ви­ли­за­ций по­яви­лись вдруг, при­плыв с ка­ко­го-то дру­го­го, ис­чез­нув­ше­го ма­те­ри­ка.

3) Песня зву­ча­ла всё силь­нее и силь­нее, по­кры­вая шум ба­ра­ба­нив­ше­го дождя по мок­ро­му ас­фаль­ту.

4) Счи­та­ет­ся, что ат­лан­ты, уце­лев­шие по окон­ча­нию ка­та­клиз­ма, раз­бре­лись по всему свету и пе­ре­да­ли свои зна­ния и егип­тя­нам, и майя, и ац­те­кам.

5) Язык и стиль ко­ме­дии «Горя от ума» за­слу­жи­ва­ют осо­бо­го рас­смот­ре­ния.

6) Пе­тер­бург­ский пе­ри­од в твор­че­стве А.С. Пуш­ки­на не толь­ко ха­рак­те­ри­зу­ет­ся боль­шей сти­ли­сти­че­ской сво­бо­дой, но и лом­кой жан­ро­вых гра­ниц.

7) Ми­сти­ка этого факта за­клю­ча­ет­ся еще и в том, что очер­та­ния Ат­лан­ти­ды, пред­став­лен­ные на ста­рин­ной карте 1665 года, пол­но­стью сов­па­да­ют с кон­ту­ра­ми Ан­тарк­ти­ды!

8) Еще дол­гое время в серд­цах людей будет теп­лить­ся на­деж­да, что найти «зем­ной рай» и раз­га­дать тайну ска­зоч­ной Ат­лан­ти­ды воз­мож­но.

9) При­тя­га­тель­ность и магия Ат­лан­ти­ды за­клю­ча­ет­ся как раз в том, что до­сто­вер­но не­из­вест­но, су­ще­ство­ва­ла пре­крас­ная стра­на во­об­ще, или это плод фан­та­зий Пла­то­на о не­сбы­точ­ном, но таком же­лан­ном мире.

9Укажите варианты ответов, в ко­то­рых во всех словах одного ряда  про­пу­ще­на без­удар­ная чередующаяся глас­ная корня. Запишите номера ответов.

1) усм..рить, ст..рожил (села),тр...ектория

2) п..йзаж, л..гичный, предск..зание

3) з..ря, пол..г, прир..внять

4) подсч..тать, бал..вать, изг..родь

5) пред­пол..жить, бракосоч..тание, изг..рь

10. Укажите варианты ответов, в ко­то­рых во всех словах одного ряда про­пу­ще­на  одна и та же буква.

Запишите номера ответов.

1) пр..успе­вать, пр..бывать (в горах), пр..даваться (воспоминаниям)

2) о..га­дать, на..ку­сить, о..дать

3) и..но­шен­ный, не..го­вор­чи­вый, бе..вкусный

4) пр..щу­рить­ся, пр..способление,контр..гра

5) прев..змо­гать, р..скро­ить, р..зыграть

11. Укажите варианты ответов, в ко­то­рых в обоих словах одного ряда про­пу­ще­на  одна и та же буква.

 Запишите номера ответов.

1) раз­буш...ва­лась, подытож..м

2) письм..цо, ситц..вый

3) устар..вать, выясня..шь

4) ослаб..ва­ю­щий, настро..нный

5) усидч...вый,оттеня..мый

12. Укажите варианты ответов, в ко­то­рых в обоих словах одного ряда про­пу­ще­на  одна и та же буква.

Запишите номера ответов.

1) закач..нные (в подвал бочки),обгоня..мый

2) пред­вид..шь, стро..ли

3) вид..мый, свер..вший

4) движ..мый, танц..вать

5) рассека..щий, (учёные) преполага..т

13. Опре­де­ли­те пред­ло­же­ние, в ко­то­ром НЕ с выделенным сло­вом пи­шет­ся СЛИТ­НО. Рас­крой­те скоб­ки и

вы­пи­ши­те это слово.

Птиц гонит на юг (НЕ)на­сту­па­ю­щий холод, а от­сут­ствие корма.

(НЕ)которые из нас догадывались о  причинах отмены мероприятия.

Он несколько раз прочитал задачу, но так и (НЕ)уяснил её суть

Солн­це стало уже (НЕ)так жечь, дни стали за­мет­но ко­ро­че.

(НЕ)смотря на попутчиков, мол­ча­ли­вый пассажир вышел из купе.

14. Опре­де­ли­те пред­ло­же­ние, в ко­то­ром оба вы­де­лен­ных слова пи­шут­ся СЛИТ­НО. Рас­крой­те скоб­ки и вы­пи­ши­те эти два слова.

(В)ОТ­ЛИ­ЧИЕ от мно­гих, М. Горь­кий не го­нял­ся за сла­вой; он не пу­гал­ся кри­ти­ки, но ТАК(ЖЕ) не ис­пы­ты­вал и ра­до­сти от по­хва­лы глуп­ца или не­ве­жи.

Мой отец был (ПО)НА­СТО­Я­ЩЕ­МУ ис­кус­ным плот­ни­ком, (ЗА)ТО, а ещё за весёлый нрав его ува­жа­ли в посёлке.

 

Ещё в глу­бо­кой древ­но­сти люди меч­та­ли о том, ЧТО(БЫ) под­нять­ся в небо: в ле­ген­де о Де­да­ле и Икаре, ко­то­рую со­зда­ли древ­ние греки, (КАК)РАЗ и от­ра­зи­лась эта мечта.

Од­на­ж­ды ночью я проснул­ся от стран­но­го ощу­ще­ния: мне по­ка­за­лось, БУД(ТО) я оглох во сне; я долго лежал, при­слу­ши­вал­ся и на­ко­нец понял, что я не оглох, а (ПО)ПРО­СТУ за сте­на­ми дома на­сту­пи­ла не­обык­но­вен­ная ти­ши­на.

Бойцы шли (ПО)ДВОЕ, (ПО)ЗАДИ ко­лон­ны та­щи­лась по­воз­ка с по­ле­вой кух­ней.

15. Ука­жи­те все цифры, на месте ко­то­рых пи­шет­ся одна буква Н.

В моей ком­на­те есть же­лез­ная кро­вать с ни­ке­ли­ро­ва(1)ыми ши­шеч­ка­ми, стари(2)ая тумбоч­ка, на ней глиня(3)ый кув­шин с цве­та­ми, на стене тка(4)ый ков­рик ― по морю-оки­я­ну плы­вут ле­бе­ди, на бе­ре­гу стоит Бова Ко­ро­ле­вич