+7 (3522) 45-16-11

admin@pedgorizont.ru

Наша лицензия на осуществление образовательной деятельности: № 909 от 13.08.2014 г., 45Л01 № 0000092

Публикации

Джутовая филигрань

Автор: Янкина Ольга Игоревна

ГБОУ СО « Школа-интернат для обучающихся по АОП №5 г. Саратова»

 

 

 

 

 

 

Мастер-класс

 

на тему

 

«Джутовая филигрань»

 

Воспитатель Янкина Ольга Игоревна

 

 

 

 

г. Саратов

2019г.

 

 

Мастер-класс на тему «Джутовая филигрань»

          Цели и задачи:

- Изготовить декоративные изделия для украшения комнаты;

- Оценить свои возможности в творческой деятельности;

- Узнать больше об истории возникновения техники джутовая филигрань;

- Научиться изготавливать декоративные изделия самостоятельно;

- Усовершенствовать навыки изготовления декоративных изделий.

           Методическое оснащение занятия:
          Методы: 
- интерактивный (словесный, наглядный, практический); 
- исследовательский (умение самостоятельно распределять деятельность работы, выбор действия и его способа, свобода творчества).
          Приемы:
 
- объяснение;
- консультация;
- рассказ;
- беседа с показом практических действий;
- изготовление поделки;
          Использование наглядности:
 
- презентация, выполненная в программе Power Point «Джутовая филигрань»; 
- образцы готовых работ, выполненные детьми; 
- материалы для практической работы.

          Материалы и инструменты:

Главный материал для джутовой филиграни – шпагат джутовый.

Дополнительные инструменты - прозрачный универсальный клей «КИН», который станет фиксатором, ножницы, зубочистка, салфетки, клей-пистолет.

 

Технологическая карта мастер-класса «Джутовая филигрань»

 

            1. Вступительная часть: сообщение темы, раскрытие цели и задач. 
           
2. Теоретическая часть: рассказ о технике «джутовая филигрань» сопровождаемый показом презентации «Джутовая филигрань». Участники рассматривают изображения поделок из джутовой нити и в технике «джутовая филигрань», слушают рассказ и эмоционально погружаются в тему.
          3. Практическая часть: перед началом работы проводится инструктаж по технике безопасности. Рассказ и показ методических и технологических приёмов изготовления изделия в технике «джутовая филигрань». Прослушав инструктаж по технике безопасности, участники приступают к самостоятельной творческой деятельности. Работают под руководством педагога проводящего занятие, задают вопросы.

          1. Вступительная часть

          2. Теоретическая часть

          Джут – это однолетнее растение из семейства липовых. Так как произрастает это растение преимущественно в теплом и влажном тропическом климате на плодородных почвах, то главными поставщиками джута являются восточные страны — Бангладеш, Индия, Египет, Китай, Алжир. Всего насчитывается около 40 видов.

            Из-за особенностей строения джутовое волокно - достаточно прочное, но грубое и жесткое, поэтому из него нельзя получить пряжу для изготовления тонких тканей. Стебель джута достигает в высоту 1,5-5 метров. Волокно джута находится в коре стебля. Оно весьма грубое, сухое, ломкое, но прочное на разрыв, в связи с этим волокно джута отличается хорошими прядильными качествами. Джут имеет естественный коричневато – сероватый цвет и грубоватую структуру, он очень широко используется для производства шпагата, канатов различной длины и ширины, пищевых мешков.

          Люди с давних времен использовали джутовое волокно для изготовления веревок, грубой одежды, листья и молодые побеги джута употребляют в пищу в качестве овоща похожего на шпинат, а его плодами лечат заболевания сердца и кровеносных сосудов.

            Филигрань –  латинское filum — «нить» и granum — «зерно».

          Джутовая филигрань одна из новых современных техник, с которой я познакомилась. Возможности использования экологически чистого материала неограниченны. Идея изготовления предметов из такого материала показалась мне простой и интересной. Техника выполнения завитков и укладывание материала в виде самых разнообразных рисунков – это и есть джутовая филигрань. Смысловое значение – свивание нитей.

          Простота и доступность - основные преимущества данной техники. Также данный вид прикладного искусства, прежде всего, предусматривает творческий подход к делу. Основное применение – это декорирование всевозможных изделий, а также изготовлений поделок и изящных предметов, которые с успехом используются для украшения интерьера.

          3. Практическая часть:

          Техника безопасности при работе с клеем «Мастер».

1. С клеем обращайтесь осторожно. Клей ядовит!

2. Наноси клей на поверхность изделия только зубочисткой.

3. Нельзя, чтобы клей попадал на пальцы рук, лицо, особенно глаза.

4. При попадании клея в глаза надо немедленно промыть их в большом количестве воды.

5. По окончании работы обязательно вымыть руки.

6. При работе с клеем пользуйтесь салфеткой.

          Техника безопасности при работе с ножницами.

Работать ножницами можно,
Но только очень осторожно.
Очень важно всем понять,
Как их нужно подавать.
Не острыми конечками,
А вперед колечками.
Влево – вправо не маши,
А на место уложи,
Не пугаю я напрасно.
Ножницы – предмет опасный.
Нужно правила всем знать,
Аккуратно соблюдать.
И получим ты и я
Наслажденье от труда!

          Приступаем к практической части.

Мудрец сказал ведь неспроста,

Что мир спасает красота.

Чем век свой маяться в безделье,

займёмся лучше рукодельем!

Нам в радость эта - «канитель»

Прекрасной филигранью заниматься

Готовы мы хоть каждый день!

 

          Работу начинаем с выбора рисунка. Пусть это будет незамысловатый эскиз - лепестки цветов и листка - для декорирования. Делаем четкий набросок на бумаге или используем готовый. Для удобства лист с эскизом помещаем в канцелярский полиэтиленовый (прозрачный) файл.

          Начинаем работу с аккуратного и очень внимательного нанесения клея по всему контуру эскиза рисунка. Теперь поверх клеевого контура выкладываем отрезки шпагата. Следует учесть, что джутовая нить неоднородная. При укладке ее следует слегка расправлять и перекручивать. Многие мастера клей наносят не на контуры эскиза, а непосредственно на сам шпагат. Его сворачивают в завитки пинцетом и плотно укладывают на клеевую основу. Тонкой металлической спицей нить расправляют по рисунку. Таким образом заполняется все поле. Показываю пример.

          Самостоятельная творческая деятельность участников.

- После обработки всего эскиза джутовая филигрань еще не готова. Проводят просушивание. Для этого заготовку помещают под пресс. Через шесть часов клей хорошо просохнет. Снимают пресс и осторожно отделяют поделку. Для этой цели можно использовать нож или другой острый предмет. Теперь работа закончена. В зависимости от творческой задумки готовая поделка может состоять из нескольких фрагментов, выполненных техникой джутовой филиграни. В этом случае прорабатывают все части поделки. Каждую часть последовательно отрабатывают в одной и той же последовательности. Затем готовые части скрепляются в единое целое. Самый обычный материал превращается в красивые изделия, которые всегда будут великолепным подарком для друзей.

          4. Комментирующая часть:

          Дать отдохнуть участникам, провести физкультминутку. Во время практической творческой работы провести консультации, теоретические и практические пояснения и индивидуальную помощь участникам  для качества выполнения задания.

Выполняют физкультминутку. Внимательно слушают и повторяют элементы и методы, которые показывает педагог на своей поделке.

          5. Кульминация творческого процесса:

          После завершения работ участниками, все работы фотографируют и делают мини выставку, в процессе выставки участники коллективно обсуждают свои работы и задают вопросы педагогу.

          Составляют работы на один стол. Делают фото своих выполненных работ. Рассматривают и оценивают красоту поделок. Задают интересующие их вопросы.

          6. Рефлексия:

          Мобилизация участников на самооценку. Предложить участникам оценить работоспособность, психологическое состояние, результативность работы.

          Обсуждение включает вопросы педагогу, обмен опытом его участников.

            7. Подведение итогов:

            Педагог подводит итоги и, учитывая пожелания своей аудитории, рекомендует литературу, интернет – сайты для получения дополнительной информации по данному вопросу, информирует, где можно приобрести материалы и инструменты для работы.