+7 (3522) 45-16-11

admin@pedgorizont.ru

Наша лицензия на осуществление образовательной деятельности: № 909 от 13.08.2014 г., 45Л01 № 0000092

Публикации

Место и значение упражнений в слуховом воспитании ученика музыкальной школы

Автор: Першивалова Татьяна Юрьевна

 

 

 

«Место и  значение упражнений в слуховом воспитании

ученика музыкальной школы»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

         Предмет «Сольфеджио» - один из самых сложных в школе и из опыта работы, на протяжении многих лет сложилось достаточно необходимых эффективных упражнений, направленных на развитие музыкального слуха ученика.

           Данная работа является обобщением многолетнего опыта работы учителя музыкальной школы по предмету «Сольфеджио». Освещается проблема преодоления интонационных трудностей на раннем этапе обучения детей в ДШИ.

 

         Одна из сложных задач в курсе сольфеджио - это научить детей правильно интонировать. С проблемой интонирования мы сталкиваемся на каждом уроке сольфеджио. Эта проблема есть не только в группах со слабыми слуховыми данными, но и среди детей с хорошим музыкальным слухом. Поэтому приходится работать над интонацией на каждом уроке, постоянно. Иначе не будет возможности получить желаемый результат: петь с листа сложные мелодии, петь 2-х, 3-х- голосные отрывки из учебников сольфеджио, писать сложные диктанты и т.д.

                Как мне кажется, работа над интонированием должна идти в нескольких направлениях:

I.    Приобретение навыков пения элементов музыкального языка: интервалов, аккордов, отдельных характерных оборотов. Как в тональности, так и от звука.

II.    Работа в ладу. Ладовые "тренинги". Формирование навыков пения и слышания ступеней. Выработка хорошей памяти на ступени.

III.    Творческие задания. Творчество как активизация  правильного  пения и слышания.

I

        Что касается пения различных элементов музыкального языка, то здесь закладывается фундамент для дальнейшей работы. Первостепенная задача педагога - работа над поступенным движением. На первом этапе обучения навык поступенного движения должен закрепиться очень хорошо. На первом году обучения дети поют большое количество простых попевок, пропевая их от всех нот на каждом уроке, сначала со словами, а затем нотами.

Например, «Ручеек», «Паровоз», «Едет воз», «Утром я встаю» и другие.

 

             Если в группе есть дети со слабыми слуховыми данными, можно использовать пение нот без ритма от тоники с возвращением к ней. Например, в пределах квинты с последующим расширением диапазона. Что это дает?

Пропевая несколько таких упражнений, ребенок обретает уверенность в пении нот вверх, вниз и на месте. Позднее можно спеть короткие фразы с ритмом.

Очень важным в работе над интонацией является слышание тонов и полутонов. Легче всего их услышать и спеть в гаммах.

Предлагаю такие упражнения:

1.    Дети поют гамму и там, где они слышат полутон, хлопают в ладоши;

2.    Педагог поет на слоги тоны и полутоны, а дети отгадывают что звучит;

3.    Ученики сами по очереди поют тоны и полутоны, а вся группа отгадывает.

На протяжении нескольких лет каждый педагог ведет большую работу по интонированию интервалов. Оттого как дети запомнят и смогут мелодически спеть интервалы зависит и пение музыкальных отрывков из учебника и написание диктанта, и пение аккордов, а также 2х и Зх – голосные примеры.

          Как правило, интервалы запоминаются по характерным попевкам, которые пропеваются на каждом уроке. Но секунды, представляющие собой тоны и полутоны поются нотами и на слоги. Терции должны быть услышаны как мажор и минор. Кварты как скачок от V к I ступени, квинты как скачок от I к V ступени и возвращение к 1. С ощущением мажора и минора поются сексты, октавы поются просто нотами как одинаковые звуки, но можно использовать попевки.

                                                               

        Интервалы обязательно должны пропеваться в ладу. Таким упражнениям посвящено много времени на уроках. В тональностях можно петь отдельно малые, а затем большие интервалы, предварительно их записав в тетради или на доске.

 Большую роль в работе над интонацией играет пение отдельных аккордов, а также последовательностей. Очень полезно петь аккорды в последовательностях вверх, а затем вниз с возвращением к исходному звуку. Таким образом дети лучше запоминают строение аккордов вверх и вниз.

Один из наиболее эффективных методов в работе над интонацией является пение секвенций. В процессе этой работы у ученика закрепляется навык не только пения, слышания, но и построения интервалов и аккордов. Кроме того, это упражнение совсем не сложное и дети поют с удовольствием. Одна из любимых секвенций у ребят – это отрывок из «Пассакалии» Г.Генделя соль минор. Здесь мелодия идет по звукам минорных и мажорных секстаккордов. Данную секвенцию можно использовать как двухголосную, присоединяя нижний голос.

 

II

        Работа в ладу - это один из важных в курсе сольфеджио. В некоторых методических трактатах говорится о необходимости выработки у ребенка абсолютной памяти на ступени. Я думаю, что это верно. Ведь без слышания тоники и ступеней невозможно работать над интонацией. Поэтому пение ступеней, их быстрое угадывание - это работа каждого урока.

 

        Первое, что нужно сделать - это объяснить детям разрешение неустойчивых ступеней в устойчивые, а также показать это на примере нескольких тональностей.

Однако, главное упражнение, которое поется на каждом уроке и доводится до автоматизма - это допевание всех ступеней до тоники. Сначала в мажоре, а затем в миноре. Еще одно упражнение - это интонирование гамм и тетрахордов с аккомпанементом в разных размерах и ритмах. Здесь закрепляется и тяготение к тонике, воспитывается гармонический слух, происходит знакомство с разными ритмическими группами и размерами.

        Очень полезно петь гаммы от одного звука. Таким образом воспитывается внимательный слух. Возможно пение гамм от пятой, третьей, шестой ступеней. Учащиеся приучаются слышать и петь тоны, полутоны, увеличенные секунды. Ученик имеет возможность сравнивать разные гаммы и тетрахорды, тем самым приобретая певческие и слуховые навыки. Пение гамм от одной ноты вырабатывает навык быстрого переключения от одной интонации к другой.

      Когда дети начинают петь по нотам, то очень важно, чтобы они умели отыскать в музыкальном отрывке знакомые элементы. Например, возвращение к тонике, движение мелодии по звукам Т35, повторения, секвенции, опевания, скачки на знакомые интервалы и т.д. Прежде чем петь мелодию, можно сначала спеть отдельные обороты, вспомнить их. Это и есть осмысленное интонирование. Очень нравится детям, когда мелодии из учебника поются под аккомпанемент педагога.

 

III

 

Творчество всегда активизирует детей, а в данном случае активизирует на правильное пение и слышание музыки. Сочинение мелодий на слова, на заданный ритм начинается с первых уроков. Это то, что вызывает у детей наибольший интерес. Вот несколько упражнений:

1.   Учитель поет звуки на слог, а дети пытаются их отгадать и поют нотами. Загадывать такие загадки могут и сами ребята.

2.   Сочинение мелодий на уроке на аккомпанемент учителя: ТSDТ; ТТDТ; ТТDТ|SТDТ|| и т.д.

( Т – тоника, Scубдоминанта, D – доминанта)

3.   Сначала ученики поют на слоги, на слова, потом нотами.

4.   Пропевание всем классом мелодий, сочиненных учениками дома. Возможна запись на доске. Это еще и чтение с листа.

5.   Найти ошибки в пении одного из учеников.

6.   Пение фраз с неустойчивым окончанием. Один из учеников заканчивает эту фразу на тонике.

 

 

        Очень полезно записывать все мелодии учеников. Таким образом ученик при взгляде на ноты осмысливает их. Сочинение мелодий задается на дом, но учитель ставит условие: не играть и не подбирать, а пропевать, а затем записывать. Конечно, по-началу нельзя делать больших скачков в мелодии. Например, сочинить мелодию в пределах квинты с возвращением к тонике. Или сочинить поступенную мелодию с возвращением к тонике через вводный тон, или закончить ее опеванием тоники.

        Все упражнения, изложенные в данной работе будут только тогда эффективными и полезными,когда будут использоваться систематически и постепенно усложняться. Опыт работы подсказывает, что только систематическая деятельность учителя дает очень хорошие результаты в плане слухового воспитания ученика.