+7 (3522) 45-16-11

admin@pedgorizont.ru

Наша лицензия на осуществление образовательной деятельности: № 909 от 13.08.2014 г., 45Л01 № 0000092

Публикации

Организация досуговой деятельности младших школьников в дополнительном образовании

Автор: Боярская Елена Александровна

Статья по теме:

«Организация досуговой деятельности младших школьников в дополнительном образовании»

 

Досуг в равной степени значим и для личности и для общества, поскольку органично сочетает в себе жизненно важные установки, ценности, отражает духовные интересы и потребности, обеспечивает демократические права и свободы человека. В социокультурном отношении досуг располагает богатыми возможностями реализации духовно-нравственного, художественно-эстетического, творческого и рекреативного потенциала личности, социальной группы, общества.

Потенциал досуга предоставляет большие возможности для формирования нравственных ориентиров как отдельной личности, так и различных социальных групп современного общества. Досуговая сфера активно влияет на общественное сознание, формируя в нем ценности, одобряемые обществом и, как правило; им же поощряемые; располагает безграничными возможностями для реализации многообразных духовных потребностей общества и каждой личности в отдельности. В современном досуге присутствуют моменты творчества, когда человек из субъекта потребления превращается в субъект созидания. Вместе с тем сфера досуга - значимая часть экономической жизни общества, она приносит существенную прибыль и в ней заняты десятки тысяч людей, заинтересованных в клиентах сферы досуга.

Досуг может выполнять следующие функции: социальные; воспитания и самовоспитания, бытовые, информационные, функцию саморегулирования.

Принципы, необходимые для осуществления модели организации досуга молодежи, сформулированы Р.Н. Азаровой:

·    - принцип системности, реализация которого предполагает единство форм, средств, условий, возрастных особенностей молодежи, характера учебной занятости, мотивации и т.д. при организации досуга;

·    - принцип социально-общественной обусловленности, отражающий особенности социально-культурной среды исследуемого периода;

·    - принцип комплексности, предполагающий включенность всех субъектов социума в процесс педагогической организации досуга;

·    - принцип непрерывности действия, отвечающий за постоянный, непрерывающийся процесс педагогической организации досуга с учетом выявленных потребностей молодежи и педагогического воздействия.

На формы и виды досуговой деятельности младших школьников существенное влияние оказывают три группы факторов:

·    - макросоциалъный - включающий особенности социально-экономического положения в стране и социальной политики государства;

·    - микросоциалъный - включающий особенности образа и стиля жизни семьи, первичного трудового или учебного коллектива, неформальных молодежных групп;

·    - личностный - включающий особенности преимущественно нравственно-ценностной и мотивационно-установочных сфер каждого человека, которые являются неспецифическими маркерами социальной состоятельности/несостоятельности личности, индикаторами окружающей его макро- и микросреды.

Перечисленные факторы определяют порог социальной адаптации человека, повышая его чувствительность к любым влияниям социального порядка. Досуг в современном российском обществе выполняет для молодежи иллюзорно-компенсаторную функцию, содержание которой заключается в попытках самоутверждения в любых, в том числе и в асоциальных формах досуговой деятельности.

Опираясь на современное понимание предназначения досуга, культурно-досуговую деятельность, по примеру Ф.Х. Попова, можно определить как систему профессиональной и общественной деятельности, стимулирующую социально-культурную активность, духовное развитие личности и социума в условиях свободного времени. В более широком контексте культурно-досуговая деятельность представляет собой общественно-значимый способ активного отношения личности и социума к действительности, проявляющийся в производстве, распространении, потреблении ценностей культуры в сфере досуга.

В контексте пространства культурно-досуговая деятельность (КДД) может рассматриваться с двух позиций: как составляющий компонент общего культурного пространства и как вполне обособленное и самодостаточное культурное пространство. КДД в культурном пространстве распространяется на сферу профессиональных интересов, поскольку является одним из направлений официальной культурной политики, предметом деятельности специальных учебных заведений и организаций культуры. Вместе с тем, КДД затрагивает и общественные интересы, ибо представляет собой процесс и результат свободной духовной деятельности человека.

По выводам многочисленных общественно-научных исследований досуг независимо от общественного строя всегда имел ярко выраженную социальную природу. Всякое государство на сферу досуга распространяет свои интересы, поскольку в этом временном пространстве оно решает многие собственные идеологические, политические, нравственно-эстетические, воспитательные задачи. Не меньший интерес к досугу, его объему по времени, свободах, потенциальных возможностях проявляет или, по крайней мере, должен проявлять всякий разумный человек. Досуговое время, разумеется, можно использовать по-разному, в том числе и для такой деятельности, которая не соответствует принятым в обществе образцам и нормам поведения, гуманным идеалам, нравственным ценностям, вплоть до уголовного кодекса, права.

Социальная значимость досуга проявляется в другом - досуг является временем для развития личности, укрепления нравственного и физического здоровья, развития творческих способностей человека. Он обладает уникальными возможностями реализации потребности личности в самосовершенствовании, саморазвитии, самодеятельности.

Досуговое время, как известно, свободно от многих обязанностей и обязательств личности, связанных, например, с профессиональной трудовой деятельностью или непреложными затратами. Досуговые занятия выбираются человеком по собственному усмотрению, инициативе, в соответствии со своими устремлениями, интересами и желаниями. Однако это никоим образом не означает, что досуг свободен от социализирующей нагрузки, соответствующих задач и функций по отношению к личности.

Социализирующими механизмами в досуговым пространстве также выступают:

·    - Воспитательная деятельность - процесс и результат целенаправленного, системного формирования личности в соответствии с действующими в обществе нормативными моделями. Воспитание может рассматриваться как последовательное прохождение этапов социализации во взаимодействии индивида с окружающей его макро- и микросредой, включение человека в систему общественных отношений в разные периоды жизни.

·    - Образовательная деятельность - присвоение, систематизация знаний, умений и навыков, приобретаемых индивидом в досуговой сфере самостоятельно, избирательно, в соответствии с собственными познавательными интересами и запросами.

·    - Коммуникативная деятельность - в узком смысле - передача информации от официальных источников, социальных институтов, государственных организаций в досуговую сферу с помощью специальных носителей и сигналов; в широком смысле - общение между субъектами, обмен информацией, суждениями, мнениями путем непосредственных двусторонних или многосторонних контактов.

·    - Художественно-творческая деятельность - область досуговой деятельности, основу которой составляет художественное творчество человека, сложившиеся отношения, регулирующие жизнь искусства.

Названные досуговые механизмы способны эффективно формировать представления людей о социальном порядке в целом, и в досуговой сфере, в частности, об общепринятых образцах и видах деятельности, вырабатывать индивидуальный стиль поведения и мышления.

В самом общем виде социокультурный потенциал досуга мы представляем как объективные и субъективные возможности реализации духовно-нравственного, художественно-эстетического, творческого и рекреативного потенциала личности, социальной группы, общества в условиях свободного времени. Он может быть реализован лишь в рамках соответствующих видов деятельности социального субъекта и объекта.

КДД является одним из основных видов деятельности, характерных для дополнительного образования. Под культурно-досуговой деятельностью учреждений дополнительного образования детей (УДО), как правило, обозначают организацию и реализацию различного рода массовых досуговых мероприятий - праздников, фестивалей, концертов, конкурсов, спортивных соревнований, тематических дней и недель, вечеров и т.п.

Наряду с образовательной деятельностью культурно-досуговая деятельность в учреждении дополнительного образования создает реальные возможности для самопознания, самоопределения, самореализации ребенка.

Таким образом, культурно-досуговая деятельность является значимым звеном работы МАОУ ДО ЦДО «Спектр», важным компонентом его социокультурного пространства. Сегодня актуальна проблема овладения детьми и подростками способами организации своего свободного времени, умением содержательно и интересно проводить свой досуг. Все культурно-досуговые программы УДО нацелены не только на наполнение детского досуга социально-значимым смыслом, но и на формирование у самих детей практических навыков содержательного проведения своего собственного свободного времени и досуга своих сверстников.